Поездка в Красноярск в новогодние выходные
Введение
Нужно с чего-то начать рассказ в этом блоге, далеко ходить не буду, расскажу про последнюю поездку в соседний Красноярск. Изначально рассматривался вариант с Белокурихой и промежуточной остановкой на ночлег в Новокузнецке, но потом этот вариант отпал, так как в Белокурихе я был уже достаточное количество раз в разные времена года и примерно представлял что меня там ожидает. Вариант с Красноярском появился сам по себе и давно, так как довольно часто встречал упоминания о красноярских "Столбах" и этот город записался у меня в память именно из-за них. Захотелось посмотреть!
Расстояние до Красноярска от Томска по Яндекс.Навигатору составляет 590 километров и почти 8 часов в пути. Не так уж много и судя по отзывам людей в интернетах — дорога нормальная. Посморел погоду, обсудил поездку с женой, она тоже была только "за", так и собрались.
Рассказав о этих планах родителям, моя мама немного подсуетилась и помогла организовать жильё в Красноярске у своей подруги в большой, просторной квартире, так что вопрос с проживанием отпал сразу и можно было сосредоточиться на сборах. План был такой: 31 декабря отпраздновать Новый год, 1 января собраться и 2 января с утра выехать в Красноярск, погулять на месте с 3 по 5 и 6ого выехать в Томск. С 7 по 9 января отдохнуть от отдыха в Красноярске и 10ого на работу. Ну, нормальный такой план! Приступаем к сборам.
Сборы
Так как в планах жирным пунктом были именно "Столбы", то нужна была соответствующая одежда. Ко мне этот вопрос относился в меньшей степени, так как в принципе у меня была подходящая одежда, начиная от обуви, заканчивая курткой, а вот у моей жены — нет. Да, подняться наверх в зимней парке можно, но учитывая погоду и расстояние, которое требуется пройти, скорее всего это не самое подходящее одеяние. Короче, нужны были утеплённые штаны и обычная а-ля горнолыжная куртка. Одежда для активного отдыха, в общем. Так, 30ого декабря мы поехали за этим обмундированием в Спортмастер. Ранее, не в условиях предстоящей через несколько дней поездки, мы уже принимали попытки покупки этих элементов верхней одежды, но что-то не сросталось: то куртка не такая, то куртка дорогая, то штаны сидят низко, то слишком высоко... Но не в этот раз — звёзды сошлись, а куртка и штаны нашлись! Определённо, это внесло положительные ноты в процесс подготовки к поездке. Наступило 31 декабря, отпраздновали Новый год, 1 января провели финальные сборы. За этой чередой дел не успел проверить машину, решил сделать это с утра в день поездки.
Томск -> Красноярск
Выехали в 09:30 — не как планировали, в 09:00. Причина в том, что осмотр машины занял время: проверил давление в колёсах, подкачал 1 колесо, переложил запасной инструмент в небольшой ящик в багажнике, сложил в него цепи противоскольжения, трос, силовые провода и прочую мелочь, проверил уровни жидкостей, взял бутылку незамерзайки.
Дорога предстояла следующая: Томск -> Мариинск -> Ачинск -> Красноярск. Долго её расписывать не буду, отмечу лишь самые интересные моменты.
На дозаправку и поесть останавливались 1 раз на ГазпромНефть. У них в принципе нет 95, только 95 G-Drive.
На подъезде к селу Берикуль участок дороги непонятно какой, скорее всего там просто нет асфальта: снег, колдобины, ямки, но ехать можно достаточно быстро без ущерба для подвески, если резина хорошо держит на снегу и льду.
Яндекс.Навигатор в очередной раз показывает мне Россию и маршрут через Ачинск он построил через ледовую переправу через реку Чулым.
Заметил это не сразу и разворачиваться не стал. Сам речной участок маленький, но это было очень необычно: повернул голову, а сбоку рыбаки сидят и палатки их стоят. Назад этой дорогой решили не ехать, но сравнив по итогу оба маршрута, в объезд города и через зимник, могу сказать что в принципе зимник даже наверное лучше. Нет светофоров, большегрузов, дорога без ям. Единственное, спуск и въезд на него достаточно крутой и мне кажется что низкие машины типа Camry в новом кузове могут оставить там бампер.
В красноярское место дислокации приехали в 16:40, то есть время в пути составило 7 часов 10 минут. Вполне себе нормально, без экстрима и безопасно.
Красноярск - день 1
Первый день сразу решили начать со столбов. Для тех, кто не в курсе что это такое, приведу описание с официального сайта.
Национальный парк «Красноярские Столбы» – удивительный по красоте и разнообразию, потрясает масштабными и разнообразными ландшафтами, уникальной сибирской природой. Это старейшая в России особо охраняемая природная территория, созданная в 1925 году по инициативе местных жителей для сохранения живописного уголка от варварской рубки леса и добычи природного камня. Национальный парк расположен на северо-западных отрогах Восточного Саяна. Площадь его – 48 066 га. Территория, вытянутая на 34 км с северо-запада на юго-восток, представляет собой типичный участок среднегорного таежного ландшафта. Предельная высота от 200 до 840 м над уровнем моря. Самая высокая точка находится на Кайдынском хребте. Границы нацпарка: северная – р.Енисей, северо-восточная – р.Базаиха, южная – р. Мана.
Свое название нацпарк получил не случайно. Основной достопримечательностью территории Саянских отрогов стали сиенитовые скалы, по велению природы принявшие облик исполинских великанов с угадываемыми очертаниями людей, животных и мифологических существ, с уникальной структурой ходов и лазов. Наш национальный парк – один из самых посещаемых в России. Рекреационную зону ежегодно посещают около 1 миллиона человек, иногда в выходной день по самому популярному маршруту «Центральных Столбов» проходит до 20 тысяч посетителей. «Красноярские Столбы» по праву являются визитной карточкой, брендом Красноярского края и города Красноярска, любимым местом отдыха красноярцев, которые заряжаются здесь энергией и здоровьем [1].
Наша знакомая накануне посоветовала нам несколько мест, в том числе порекомендовала начать исследование этого парка с восточного входа. Во-первых, он позволяет подойти к столбам быстрее, чем центральный, а во-вторых, он менее сложный с точки зрения физической подготовки.
Приезжать на место на своей машине желательно как можно раньше, так как парковка может быть занята и придётся искать место вдоль дороги, а она, уточню, не асфальтированная, а просто накатанная и расчищенная грейдером. Мы приехали не поздно, не рано, в 11 часов и парковка была вся занята. Сделав 2 круга и не найдя места, поставили авто вдоль дороги и пошли на маршрут. Вскоре решил выключить брелок сигнализации от машины и увидел что она не закрыта: пришлось вернуться, так как на телефоне тоже не было уведомления (машина потеряла сотовую связь). На месте увидел что всё закрыто, просто небольшой глюк, а также увидел несколько мест на стоянке и чуть ближе ко входу вдоль дороги. Переставлять не стал, так как подумал что "и так поставили неплохо — место широкое, прижался максимально к краю". Пошёл обратно на старт.
Перед началом маршрута нас встречает вот такой информационный стенд со сводной информацией.
Чуть дальше есть стенд с информацией о происхождении "столбов".
Информация о территории парка.
В этом же ряду расположены информационные стенды с другими достопримечательностями Красноярска и Красноярского края. Запиши, чтобы посетить в следующий раз! (-:
Пройдя чуть дальше, попадаем в амфитеарт. Место для отдыха и горка для детей.
Ещё чуть дальше начинается тропа к скалам. Сфотографировал её на обратном пути.
Далее она заканчивается и перед путником появляется выбор.
Вообще, во многих местах в парке развешены различные таблички, одна из которых следующего содержания.
Подъём до скалы достаточно крутой и никак не благоустроен. Набор высоты, который показал трекер Strava по итогу — 332 метра за ~3 километра.
Подготовленные "столбисты" ходят с палками и/или с ледянками, чтобы было легче осуществлять подъём/спуск.
И вот мы поднялись — перед нами нарисовалась стена.
Перейдя каменистое плато, мы попадаем к развалинам «Китайской стены». В середине прошлого столетия красноярцы называли ее «Острожной стеной». Она и в самом деле напоминает извилистое высокое заграждение, сильно разрушенное в южной части, но еще сохранившее грозные очертания в северной. Искривленная гряда спускается с водораздела в меридиональном направлении. Между интервалами находятся изолированные обломки значительных размеров: «Второй зуб», «Острожный» и наиболее высокая часть стены — «Хребет дракона».[2]
Здесь же расположилось место для отдыха, где мы и ещё несколько человек сделали небольшой перекус.
Далее было решено не спускаться сразу вниз, а подняться до самой вершины — путь проходил не по утоптанной снежной тропе, а по заснеженным камням.
Наверху нас ждала кепка Ильича и обратная сторона стенки.
В одном доступном месте решил залезть на эту стену.
Дальше можно было продолжить путь на другие скалы, но их у нас в планах не было, поэтому сделали несколько фото и пошли спускаться вниз. Для ознакомления — вполне нормально!
Вернувшись к машине первым делом решил её осмотреть на предмет "а не шоркнул ли кто-нибудь" и ответ не заставил себя долго ждать.
Вероятнее всего кто-то зацепил машину каким-нибудь снегокатом или санками, когда проходил мимо.
На моё удивление, то место, которое в 11 часов было широким и просторным оказалось наглухо запаркованным машинами так, что даже людям нужно прятаться в случае проезда транспорта. Недооценил!
...а ведь был вариант переехать на стоянку или встать вдоль дороги в карман, но показалось что "ну вроде неплохо же стою"! :-)
По итогу весь маршрут получился таким.
После этого вернулись домой, поели, немного отдохнули и вечером отправились на смотровую площадку на Николаевской сопке.
Несмотря на тёплую погоду, ветер здесь стоял невероятно пронизывающий и сильный. Сделав несколько фотографий, отправились прокатиться по вечернему Красноярску.
Проехали по проспекту Мира и приехали к площади Мира. Там было людно и шёл какой-то музыкальный концерт местной группы.
Отсюда же открывался вид на Виноградовский мост.
По нему можно дойти на остров Татышев.
Татышев-парк – настоящий парк в центре, который работает в круглогодичном режиме.
Летом для всех желающих открыты беговые и велодорожки, тренажерные и детские городки, спортивные площадки и пляж. А зимой в парке заливается самая большая ледовая площадка в городе «Татышев-ICE» и работают лыжные трассы.[3]
К этому времени мы уже немного находились и решили выдвинуться в сторону дома.
Так прошёл первый день в Красноярске.
Красноярск - день 2
Во второй день решили сделать перерыв от столбов и посетить Красноярский краеведческий музей.
Пришли туда так же около 11 часов, спокойно запарковались рядом и пошли гулять по музею. Входной билет стоил 200₽ на человека. Аудиогидов не было, но были экскурсии. На часть экспонатов имеется бесплатный аудиогид — https://izi.travel/ru/4534-krasnoyarskiy-kraevoy-kraevedcheskiy-muzey/ru.
Далее приведу несколько фотокарточек из музея.
Вышли из музея через 3 часа. Взгляд сразу цепляется за Коммунальный мост, который ранее был изображён на 10₽ купюре.
Время -- давно обед, а мы не ели! Захотелось немного подкрепиться — нашли рядом бар "Булгаков".
Несмотря на то, что это бар, там была вполне нормальная, привычная еда. Борщ оказался отличным, наелись от души. Да и ценник не могу сказать что огромный.
Переместились в сторону дома, начало темнеть и на этом никаких марш-бросков больше не выполняли. Только вечером сам вышел в окрестности, прошёлся по местным магазинам в поисках хлеба. Интересное наблюдение: в Красноярске очень много частных, мелких магазинчиков, ларьков. Они буквально на каждом шагу! И честно сказать, уже даже забылось это: продавщицы в фартуках, ценники, написанные от руки, грязные холодильные лари... Решил найти первое, что вспомнил — супермаркеты "Ярче!" и очень удивился. 5 магазинов на весь Красноярск. Для сравнения, в Томске их 106. Похоже, кое-кого не пускают на местный рынок. Пятёрочки есть, FixPrice тоже, есть другие какие-то неизвестные мне ранее магазы типа сетевых супермаркетов... В сравнении с Томском так же заметил, что снег чистят немного лучше. Подходы к пешеходным переходам везде были расчищены до асфальта.
Красноярск - день 3
В третий, заключительный день своего посленовогоднего путешествия решили вновь отправиться на столбы, но только уже через центральный вход.
Приезжать нужно раньше, часов в 8-9, если хотите найти место на парковке, потому что приехав в 11, места на парковке нам не хватило, но спокойно нашлось рядом.
На выбор в начале есть 2 маршрута: по дороге и по тропинке. Тропинка в итоге потом всё равно заканчивается и приходится вернуться на дорогу, однако она здесь гораздо длиннее, нежели на восточном входе. Мы пошли по тропинке и затем перешли на дорогу.
Как видите, дорога широкая и приспособлена для движения автомобилей, преимущественно для обслуживающего персонала и спасателей, но встречались 2 обычные, ничем не выделяющиеся машины.
Сам подъём к столбам я бы охарактеризовал как более простой, чем на восточном входе. Здесь широкая, укатанная дорога, которая только под самый-самый конец становится тропинкой (если хотите немного срезать путь). Да, это движение в гору, да, местами в очень крутую гору, но тебе не нужно выбирать место, куда поставить ногу, чтобы не покатиться под уклон. Нужна хорошая выносливость, удобная обувь и, наверное, всё.
Поднявшись, сделали небольшой перекус и встали на финальную тропу к столбам.
...и нас встречает первый столб. Да, так и называется.
Справа от меня находится камень "Слоник", его на фото нет.
От первого столба выдвинулись к "Перьям". Это одни из самых красивых скал в этом парке.
Тропа к перьям уже не такая широкая.
Спустя минут 10 подходим к "Львиным воротам"...
А рядом расположились "Перья".
Высота этой скалы — 42 метра. Перья — довольно труднодоступная скала, однако у неё есть множество лазов (16). Несмотря на то, что скала стоит почти вертикально, люди забирались на неё за считанные секунды — например, самый быстрый подъём по лазу «Авиатор» — 18 секунд, а спуск по лазу «Шкуродёр» — всего 4-5 секунд. Именно с этой скалы, в 1989 году сорвался и погиб известный столбист Владимир Тёплых.[4]
Мемориальная табличка, которая расположенная у подножья скалы, как раз посвящена ему.
Мне удалось достаточно просто и без риска забраться на соседние "Львиные ворота" и сделать оттуда несколько снимков окрестностей. Телефон, кстати, поймал EDGE.
Слазить было опаснее, чем залазить, поэтому если вздумаете забираться вверх по камням, продумывайте как будете спускаться и рассчитывайте каждый шаг. Либо вообще лучше не лазьте, если не уверенны в своих силах и отсутствует необходимая экипировка. Люди постоянно калечатся на этих скалах — разве вам хочется спускаться вниз на УАЗике МЧС?
У меня на ногах были ботинки LOWA, они оказались ну просто в своей стихии. Как для снега, так и для камней. У них отличный рисунок протектора, звёздочки, которые цепляют во всех направлениях, если идти по снегу. Кроме того, сама резина подошвы была достаточно мягкой, чтобы ходить по камням.
После этого мы выдвинулись к 3-ему и 4-ому столбу, но уже держали путь назад.
Держим курс на первый столб, на выход.
Тропа была закрыта, о чём гласил плакат перед входом на тропу, но судя по утоптанному снегу, никого это не волновало. Интересно было почему её закрыли — "надеюсь, не из-за медведя", подумал я. Когда вышли к началу, оказалось, что не из-за медведя.
Вернулись в начало маршрута, прошли деревянную лестницу, выпили чай, заели бутерброды и пошли вниз. Здесь уклон был не такой крутой, как на восточном входе, поэтому желающих на санках-ледянках было меньше, но кого-то их отсутствие особо не останавливало.
Немного ответвились от дороги и пошли вдоль неё по деревянной тропинке.
По трекеру получилась такая картина.
17.7 километров, 4 часа, около 27000 шагов.
Вернувшись к машине, осмотрели её в очередной раз — на этот раз обошлось без сюрпризов. Решили подумать куда ехать дальше. Время на тот момент было почти 17 часов, уже смеркалось и была какая-никакая общая усталось. Так как это был последний день в Красноярске, было принято решение посмотреть на Красноярскую ГЭС. Со слов нашей знакомой, на время праздников на ней зажгли освещение и вроде как это должно выглядеть красиво. Едем в Дивногорск.
Первый подъезд к смотровой площадке через 2ГИС был засыпан снегом, либо просто не разглядел его в темноте. Навигатор тут же перестроил маршрут, чуть дальше повернули налево и вот, гляди, уже спускаемся вниз по какой-то непонятной, снежной дороге в полнейшей темноте. Спустя несколько минут начал появляться свет от прожекторов освещения, это навело на мысль о том, что маршрут всё-таки правильный. Через минуту были на месте.
Судя по ограде с колючкой и прожекторам освещения, которые направлены прям в лоб, охрана здесь неплохая. Тем не менее, подходим к забору, чтобы просунуть телефон и сделать кадр получше.
Красноярская ГЭС - гидроэлектростанция на реке Енисее вблизи города Дивногорска Красноярского края. Входит в Енисейский каскад ГЭС, составляя его третью ступень. Является второй по мощности (после Саяно-Шушенской ГЭС) электростанцией России. В комплекс Красноярского гидроузла входит единственный в России судоподъёмник.[5]
Поиски места для строительства мощной ГЭС на великой реке завершились к 1955 г. 17 июля 1955 г. приказом Министерства строительства электростанций для сооружения Красноярской ГЭС на Енисее создано специализированное строительно-монтажное управление строительства «Красноярскгэсстрой». А 23 сентября 1955 г. Государственная комиссия утвердила Шумихинский створ строительства Красноярской ГЭС. Строительство Красноярской ГЭС велось с 1956 по 1972 г. по проекту Ленинградского отделения института «Гидроэнергопроект» (ныне ОАО «Инженерный центр ЕЭС — институт Ленгидропроект»).
Сооружение плотины было объявлено ударной комсомольской стройкой. Сюда съехались тысячи юношей и девушек со всей страны. Для многих из них строительство Красноярской ГЭС явилось первой трудовой школой, школой жизни и мужества. С 1956 по 1958 г. проводилась комплектация строительными кадрами, оснащение механизмами и транспортными средствами, строительство временного жилья, складов, дорог и линий электропередачи. В 1956 г. для гидростроителей на месте Знаменского скита начали сооружать город Дивногорск.[6]
Сооружение впечатляет, конечно. Она огромная! И красивая.
Немного постояли, посмотрели, послушали тишину и поехали в сторону дома. На этом закончился третий день.
Красноярск -> Томск
Путь домой планировали начать так же в 9 утра, но сборы вещей проводили утром и как-то уже без спешки, потому что дорога была понятная, поэтому выехали только в 10. Заехали на заправку ГазпромНефть при выезде из города и ещё 1 раз остановились на дозаправку и поесть уже ближе к Томску. Дорога была хорошая, без осадков, без большого количества грузовиков. Доехали спокойно. В Томск приехали в 17:50, ещё даже не сильно темно было.
Итого
Ну, неплохая получилась покатушка! Сложилось представление о Красноярске и его национальном парке "Столбы". Да, много чего не увидели, но за 3 дня и так вроде неплохо получилось. Если вдруг когда-нибудь надумаем скататься туда повторно, то уже можно более детально выбрать одежду, обувь, запастись провиантом и отправиться открывать остальные столбы, которых ещё о-оочень много. А можно на столбы и не лезть, так как есть и другие красивые места. В общем, места для действий ещё полно.
Во время походов использовался трекер Strava и оффлайн карты Organic Maps.
Спасибо что дочитали до конца, надеюсь, этот рассказ не утомил!
Ссылки на источники
[1] https://kras-stolby.ru/about/
[2] http://old.stolby.ru/Sk/KitStenka.asp
[3] https://vk.com/ostrovtatyshev
[4] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%8C%D1%8F_(%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B1%D1%8B)
[5] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%8F%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D0%AD%D0%A1
[6] http://my.krskstate.ru/docs/energo/oao-krasnoyarskaya-ges/